Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Много ведется споров по поводу Иисусовой молитвы. Есть мнение, что ее могут читать только монахи. Существует предупреждение от непрестанного чтения священного текста, что можно впасть в прелесть.

Иисусова молитва дана всем христианам для общения с Христом. Чтобы не случились греховные мысли и смена понятий, необходимо соблюдать определенные правила при чтении молитвы и вести праведную жизнь.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Что такое молитва Иисусова

Основной спор вокруг Иисусовой молитвы заключается в том, что ее могут читать только монахи. Простым верующим он не приносит никакой пользы. По этому поводу имеется несколько разъяснений. Молитвословие – это способ общение с Богом и каждый христианин вправе знать и читать ее.

В чем помогает молитва Неувядаемый Цвет.

О необходимости мирянам читать Иисусову молитву сказал святитель Игнатий (Бранчанинов). Он привел в пример слова апостола Павла «Непрестанно молитесь». Это обращение адресовано христианам, всем, кто верует в Христа, не зависимо от его звания и положения.

Местом, где был составлена Иисусова молитва для мирян в ее современном варианте, является Оптина пустынь. Именно там текст был переведен со старославянского на русский язык, понятный и доступный нашим людям.

В Оптинской обители монахи непрерывно читают Иисусову молитву, прося помилование для сына божия, который взял на себя грехи всех людей, живущих на земле.

Молитва – это общение с богом. Другого способа быть услышанным Всевышним у людей нет. Поэтому Иисусову молитву должен знать каждый и постоянно повторять ее.

Церковно служители считают, что непрерывно читать молитву можно только монахам или под присмотром своего духовника. Это связно с тем, что от многоразового чтения священных слов можно впасть в прелесть.

На самом деле спасение от этого кротость и смирение.

Необходимо обуздать свои мысли, удалить грешные из своей головы, полностью сосредоточиться на смысле молитвенных слов, погрузиться в них. Не стоит из-з опасения впасть в прелесть, отказываться от чтения короткой и сильной молитвы. В ней обращение «Господи, помилуй» направлено к тому, кто на самом деле может услышать православного и даровать помилование.

Эта первосвященническая молитва, содержит в себе покаяние и просьбу о помиловании, обращение грешника к Христу. Значит, она создана для каждого христианина, для человека, уверовавшего в Иисуса Христа, его чудесное воскрешение и вознесение на небеса. Таковыми являются монахи и простые миряне.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Оптинские старцы утверждали, что в Иисусовой молитве человек провозглашает свою веру в Иисуса Христа, признавая его истинным богом. В этом заключается суть христианства.

Иные названия Иисусовой молитвы

Особенность Иисусовой молитвы в ее чтении не в голос, а про себя. Такая практика имеет другие названия:

  • умное делание
  • тайная молитва;
  • умно-сердечное делание.

Изредка используется название исихазм. Но это больше относится к эзотерическим течениям, аскетическим практикам.

Любые аскетические практики следует согласовывать с духовником. Выполняя духовные упражнения, включая чтение молитв, человек может впасть в прелесть, превратится в заложника еретического течения. Мирянин может оказаться недостаточно сильным в своих убеждениях.

Ужесточение поста и молитвенный подвиг могут сломить его, ввести во искушение. Например, если христианин недостаточно тверд в своих убеждениях, не готов принять страдания ради веры, его мысли все больше будут направлены на еду, желание утолить свой голод. Это искушение станет зацепкой для нечистого, чтобы соблазнить его.

Исихазм невозможно исполнять в миру. Он предполагает не только целодневное чтение Иисусовой молитвы, но и предполагает молчание физическое и духовное. Соблюдать молчание его в миру, когда православный постоянно находится в окружении людей, с которыми вынужден постоянно общаться, невозможно.

Духовное молчание предполагает полное отключение разума от мирских проблем и мыслей, погружение в духовный мир. Это способен выполнить только опытный христианин, прошедший специальную подготовку в храме.

История становления Иисусовой молитвы

Реформы патриарха Никона привели к возникновению старообрядчества. Для суда над ним в 17 веке созывался Большой Московский Собор.

На нем решали также вопрос о правильном произношении молитвы Иисусовой, а точнее, как следует называть Христа: «Сыне Божий» или «Боже наш».

С одной стороны Иисус является сыном Бога, он рожден земной женщиной Марией. С другой, он вознесся на небо и стал равен своему отцу.

Следует помнить, что Бог триедин:

  • отец Бог;
  • сын Бог;
  • святой дух.

Собором было принято решение о правильном обращении Боже наш и принят канонический текст Иисусовой молитвы, как молитвенный текст мытаря.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий подробно описал четыре ступени совершенствования Иисусовой молитвы, по которым должен подниматься христианин, совершенствуясь в ее чтении:

  1. Первая ступень устная. С нее начинает простой мирянин постигать таинство и силу молитвы. Для совершения молитвенного подвига от человека требуется умственное напряжение, сосредоточение на тексте.
  2. Вторая ступень на уровне умно-сердечного делания. Чтение текста совершается непрерывно, без перерыва и настройки.
  3. Третья ступень не доступна простым мирянам, только тем, кто прошел особенный духовный путь. Это творческое молитвословие. Читающий ее полностью погружается в смысл текста, не задумываясь над отдельными словами. Он отключает все мирские желания и мысли. Известным читающим Иисусову молитву на 3 ее ступени развития был преподобный пустынник Марк Фраческий.
  4. Четвертую ступень смогли достичь только единицы из людей. Это высокая молитва, которую читают ангелы.

Преподобный Варсофоний писал, что подняться по ступеням молитвы сможет только человек, отказавшийся от всего земного. Он него остается только телесная оболочка и в ней душа, живущая духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Мысли, рождающиеся в сердце и уме простого мирянина, могут носить неправильный характер. Ведь уже по своему рождению человек отравлен грехом. В стремлении подчинить сердце и ум Господу, то он защитит от негативной энергии, избавит от дурных помыслов. Это постепенно освобождает человека от власти греха и смерти.

Во время чтения Иисусовой молитвы происходит очищение разума от негативных мыслей и чувств, злобы, зависти, обиды, желания мстить. Чтобы помочь душе и сердцу, молитву следует читать регулярно. Ее можно включить в вечернее правило и повторять при возможности в течение дня.

Чем больше раз читает верующий священный текст, тем сильнее его защита от злых сил. Помогает он от порчи и сглаза, очищает душу, выгоняя из нее черную энергию.

Сильное молебствие помогает достичь цели в денежных делах, нахождении работы, удачной поездке. Зло, такое как сглаз и порча не пристанут к верующему человеку, если он постоянно будет читать Иисусову молитву.

Специального обряда, снимающего негативную энергию, в христианском храме не существует. Православный сам знает, к каким святым обратиться, сколько раз читать молитвенный текст, чтобы сглаз покинул его тело.

Обращение к Иисусу за помощью иногда пугает человека. Сильная молитва обладает необычной энергетикой, которая чувствуется при чтении слов текста. Начинающие верующие сомневаются в своих силах, боятся впасть в благость. Они обращаются к Христу через посредников, святых и великомучеников, которые знали Спасителя при жизни.

Помочь человеку может и Святая Марта. Сестра Лазаря, она при жизни неоднократно встречалась с Иисусом и беседовала с ним, задавая разные интересующие ее вопросы. Ей читается молитва о любви, святую просят о свершении самых заветных желаний. Слова «Святая Март, проси о нас Иисуса» читаются обычно женщинами. Они через нее обращаются за помощью к Христу.

Текст Иисусовой молитвы

Чтение Иисусовой молитвы является оберегом от несчастий и страданий в повседневной жизни мирянина. Написанный на пергаменте текст, в котором использован церковный шрифт, следует носить с собой. Он защитит от сглаза и порчи.

Молитва Иисусова на церковнославянском

Глубокий смысл передает текст на любом языке. Церковнославянский имеет особенную силу в храме. Он содержит звуковые коды, которые делают текст более доступным для Христа. Читать его следует, соблюдая ударение, которое расставлено в приведенном тексте. Каждое слово следует осмысливать и пропускать через сердце.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Текст молитвы с переводом на русский

Славословие  на русском языке наиболее доступно для запоминания и понимания простыми мирянами. Слово «Грешнаго», было добавлено в канонический текст преподобным Григорием Синаитом.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Иисусова молитва на греческом

На греческом языке молитва никогда не совпадала со старославянским вариантом. Это исихазм, в котором к Иисусу Христу обращаются как к сыну Бога и слову Бога живого.текст самой греческой молитвы практически в 2 раза короче того, что проговаривают старцы Оптином монастыре.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Правила совершения молитвы

Как правильно молится, чтобы быть услышанным Богом. Следует читать молитву, соблюдая определенные правила:

  1. Найти спокойное тихое место и уединиться. Если такой возможности нет, то просто немного отойти в сторону, и настроится на молитву.
  2. Сосредоточиться на молитве, ее прочтении. Отключиться на время от мирских хлопот.
  3. Текст должен быть заучен не автоматически, а осмысленно. Надо понимать значение каждого слова.
  4. В последующем, когда вера приникнет глубоко в сознание и будет преобладать над мирскими делами, молиться можно не уединяясь, выполняя автоматически повседневную работу.

Во время чтения священного текста, мысли должны быть сосредоточены на вере, любви к Господу и преклонение перед его могуществом и милостью.

Нельзя произносить слова молитвы ради душевных восторгов. Также при чтении текста лишними будут образы, представляемые в голове мирянина, конкретика, направленная на определенного человека. Молитва произносится без образов. Она наполняется благоговением и чувством покаяния.

Действует молитва к Иисусу Христу от порчи и сглаза, снимает негативную энергию. Во время чтения она очищает душу человека, закрывает его от внешних негативных проявлений, как щитом.

Слушать и читать 100 раз в день

Существует практика очищения души, когда молитва читается или слушается 100 раз в день. В настоящее время можно бесплатно, найти онлайн и прослушать аудио запись 100 раз Иисусову молитву.

Верующий человек почувствует себя значительно лучше, найдет решение своих проблем, после того, как посмотреть онлайн песнопения — акафист Иисусу сладчайшему. В месте с ним рекомендуется включить псалом 90 «Живый в помощи Вышняго». В результате придет просветление и облегчение. Тело наполниться энергией, душа обретет истинную веру.

Вопросы священнику

Любовь к Богу и мощный энергетический посыл священных слов пробуждает у православных любопытство, зарождает в их головах большое количество вопросов.

Как часто стоит читать молитву?

Сильный по своей энергетике текст способен защитить православного христианина от дурных мыслей, открыть для него истинную веру. С другой стороны нельзя слишком усердствовать.

Ведь неподготовленный мирянин, непрерывно читающий священные слова, может впасть в прелесть. Он не в силах справиться со своими мыслями.

Усталость, мирские желания могут возобладать над верой и греховные мысли победят.

При обращении к Иисусу Христу следует знать меру. Для защиты от негатива и выполнения практик, достаточно читать текст 9 раз утром. По мере утверждения в вере и избавления от греховных мыслей, можно переходить на 100 разовое чтение, желательно в первой половине дня.

Уверенный в себе и опытный христианин, под присмотром своего духовника, может переходить к практике постоянного чтения Христовой молитвы.

Если грозит беда, болезнь или разорение, разбойное нападение, следует читать несколько раз подряд обращение к Иисусу за помощью и защитой.

Можно ли читать ее по четкам?

Существует разное толкование использования четок. Некоторые миряне видят колдовство в мерном перебирании косточек и в том, что они имеют разную поверхность – гладкую и бугристую. На самом деле четки входят в число атрибутов веры католиков и будистов. В православии нет запрета на использование четок. Необходимо только уметь отличать их от мусульманских и других:

  • число бусин кратно 10;
  • материал – кожа или шерсть;
  • наличие креста.

Православные четки могут не иметь бусин, вместо них на шнуре завязаны узлы. Для чтения священного текста удобно использовать набор из 50 или 100 бусин, узлов. Разные по размеру бусины определяют, когда какую молитву читать. Они делаются под определенное правило.

Обращение к Иисусу Христу читается определенное количество раз. Чтобы не сбиться со счета, можно использовать четки. После каждого почтения перекидывать пальцами один элемент.

Иисусова молитва всегда должна быть с православным христианином и читаться в трудную минуту. Это защитит христианина от бед и неверных поступков.

Источник: https://molitvy.guru/molitvy/iisusova-molitva-ot-vsyakogo-zla

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

  • Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
  •  Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
  • Господи, помилуй.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых.

«Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел.

Читайте также:  Отворот-рассорка позволяет взаимно нарушить чувства двух людей

И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию.

Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу.

Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого.

Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит.

Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь.

Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения.

Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

Молитва – встреча, молитва – диалог

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Боже, будь милостив ко мне, грешному

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

Источник: https://www.pravmir.ru/molitva-iisusova/

Иисусова молитва: текст на русском языке

Для христианина молитва – один из главных элементов веры, возможность получить помощь и поддержку Высших сил, «излить душу», очистить ее от лишнего и наносного. Среди слов, с которыми обращаются к Небесным покровителям, особое место занимает Иисусова молитва. Ее по праву считают одной из первых ступеней на пути познания и принятия веры.

Особенности молитвы

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Эта краткая молитва наполнена глубоким смыслом и является своеобразным мостиком между Господом и верующим. Она должна помочь осознать человеку его грехи и понять, что спасение и прощение он получил через страдания и смерть Сына Божьего.

Вокруг ее появления и возможности чтения в течение многих лет велись споры. Долгое время считалось, что возносить текст Иисусовой молитвы могут только монахи. Однако после долгих споров в среде духовенства был сделан вывод, что она будет полезна не только для монашеского сословия, но и для мирян.

Свое название она получила, оттого что в ней произносится имя Иисуса Христа и прямое обращение к нему.

Обращение с этой простой, но очень сильной и важной молитвой дает возможность наполниться смирением и понимать необходимость покаяния и прошения о помиловании. Она важна для женщин и мужчин.

Текст Иисусовой молитвы

Чтение может стать настоящим оберегом в повседневной жизни. Иисусова молитва, текст которой представлен на русском языке, — яркое подтверждение глубокого смысла этого немногословного обращения к Сыну Божьему.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешнаго.

Слово «грешнаго» было добавлено к канонической форме молитвы преподобным Григорием Синаитом. Краткий вариант молитвы:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

Более кратко:

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Совсем кратко:

Господи, помилуй.

Читают молитву, когда требуется защита от злых людей, укрепление здоровья, помилование и спасение в сложных жизненных ситуациях.

Правила совершения молитвы

Иисусова молитва: текст на русском, на церковнославянском, для мирян, читать по четкам, слушать православную молитву

Чтобы познать всю глубину  Иисусовой молитвы, важно знать, как правильно молиться. Ее чтение требует соблюдения определенных правил. Перед чтением необходимо сосредоточиться, отбросив посторонние мысли. При этом важно не механическое произнесение слов, а глубокое понимание и осознание важности каждого из них.

Нужно, чтобы ничего не отвлекало и не мешало обращению к Сыну Божьему, поэтому просить о милости Господа лучше в спокойном состоянии и тихом месте.

(3

Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/iisusova-molitva/

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

Оглавление

И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт.

Григория Паламы, протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова.

Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила^

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения.

Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью.

Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.

Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно.

Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным — требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.

Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг.

Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы.

Поэтому, когда некоторые люди — особенно это бывает свойственно неофитам — горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Пища души^

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные.

Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо.

И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода — это слово Божие.

Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого.

Читайте также:  К чему снится конец света: апокалипсис, наводнение, взрыв во сне

Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность — не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва — это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере.

Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа.

Без молитвы невозможно этого достичь.

Добрый плод молитвы — умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога.

Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей.

Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно^

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не стремиться сразу достичь каких-то состояний — просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца.

За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве — верх безумия.

Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим.

Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, — внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» — это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?^

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.

Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону — произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность.

Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу.

Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Искушения^

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души.

Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу.

Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты — от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.

Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.

Есть такой закон в физическом мире — чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова.

Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства.

Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.

6: 6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание^

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно — это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться.

Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок — все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает.

Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать — такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия — вроде мне не хочется читать, не могу — все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень — когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама.

И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва.

К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться — наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать — молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается — молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою».

Если дух противления сильно взойдет на тебя — смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить — сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно.

Лампадка горит в глубине сердца — и этого довольно.

Подготовила Екатерина Степанова

Источник: «Нескучный сад»

Источник: https://azbyka.ru/iisusova-molitva-dlya-miryan-s-chego-nachat-kak-sovershat

Молитвы на церковнославянском. Утренние молитвы

Воспрzнyвъ без8 лёности, и3 и3стрезви1всz, востaвъ
t снA, рцы2 сіE:

Во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а. Ґми1нь.

Посeмъ пост0й мaлw молчA, д0ндеже ўтишaтсz вс‰ ч{вствіz, и3 тогдA сотвори2 три2 покл0ны, глаг0лz:

Мlтва мытарS:

Б9е, млcтивъ бyди мнЁ грёшному.

Тaже начни2 си1це.

Мlтва предначинaтельнаz:

ГDи ї}се хrтE сн7е б9ій, мlтвъ рaди пречcтыz твоеS м™ре, и3 всёхъ с™hхъ, поми1луй нaсъ. Ґми1нь.

Слaва тебЁ б9е нaшъ, слaва тебЁ.

Мlтва с™0му д¦у:

ЦRю2 нбcный, ўтёшителю, дш7е и4стины, и4же вездЁ сhй, и3 вс‰ и3сполнszй, сокр0вище бlги1хъ, и3 жи1зни подaтелю, пріиди2 и3 всели1сz въ ны2, и3 њчи1сти ны2 t всsкіz сквeрны, и3 сп7си2, бlже, дyшы нaшz.

Трис™0е:

С™hй б9е, с™hй крёпкій, с™hй безсмeртный, поми1луй нaсъ. [Три1жды.]

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва ко прес™ёй трbцэ:

Прес™az трbце, поми1луй нaсъ: гDи, њчи1сти грэхи2 нaшz: вLко, прости2 беззакHніz н†ша: с™hй, посэти2 и3 и3сцэли2 нeмwщи нaшz, и4мене твоегw2 рaди.

ГDи, поми1луй. [Три1жды.]

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва гDнz:

Џ§е нaшъ, и4же є3си2 на нб7сёхъ, да с™и1тсz и4мz твоE, да пріи1детъ цrтвіе твоE, да бyдетъ в0лz твоS, ћкw на нб7си2 и3 на земли2. Хлёбъ нaшъ насyщный дaждь нaмъ днeсь: и3 њстaви нaмъ д0лги нaшz, ћкоже и3 мы2 њставлsемъ должникHмъ нaшымъ: и3 не введи2 нaсъ во и3скушeніе, но и3збaви нaсъ t лукaвагw.

Тропари2 трbчны:

  • Востaвше t снA, припaдаемъ ти2, бlже, и3 ѓгGльскую пёснь вопіeмъ ти2, си1льне: с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 б9е, бцdею поми1луй нaсъ.
  • Слaва: T nдрA и3 снA воздви1глъ мS є3си2 гDи: ќмъ м0й просвэти2 и3 сeрдце, и3 ўстнЁ мои2 tвeрзи, во є4же пёти тS с™az трbце: с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 б9е, бцdею поми1луй нaсъ.
  • И# нhнэ: Внезaпу судіS пріи1детъ, и3 коегHждо дэ‰ніz њбнажaтсz, но стрaхомъ зовeмъ въ полyнощи: с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 б9е, бцdею поми1луй нaсъ.

ГDи, поми1луй. [в7i.]

И# мlтву сію2 ко прес™ёй трbцэ:

T снA востaвъ, бlгодарю1 тz с™az трbце, ћкw мн0гіz рaди твоеS бlгости и3 долготерпёніz, не прогнёвалсz є3си2 на мS лэни1ваго и3 грёшнаго, нижE погуби1лъ мS є3си2 со беззак0ньми мои1ми, но чlвэколю1бствовалъ є3си2 nбhчнw, и3 въ нечazніи лежaщаго воздви1глъ мS є3си2, во є4же ќтреневати, и3 славосл0вити держaву твою2. И# нhнэ просвэти2 мои2 џчи мhслєнныz, tвeрзи мо‰ ўстA, поучaтисz словесє1мъ твои6мъ, и3 разумёти зaпwвэди тво‰, и3 твори1ти в0лю твою2, и3 пёти тS во и3сповёданіи сердeчнэмъ, и3 воспэвaти всес™0е и4мz твоE, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Читайте также:  Совместимость близнецов и рыб: в любви, в браке, в сексе. совместимость мужчины и женщины знаков близнецы и рак.

Пріиди1те, поклони1мсz цReви нaшему бGу. [Покл0нъ.]

Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ хrтY, цReви нaшему бGу. [Покл0нъ.]

Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ самомY хrтY, цReви и3 бGу нaшему. [Покл0нъ.]

Pал0мъ н7:

Поми1луй мS б9е, по вели1цэй млcти твоeй, и3 по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ њчи1сти беззак0ніе моE. Наипaче њмhй мS t беззак0ніz моегw2, и3 t грэхA моегw2 њчи1сти мS. Ћкw беззак0ніе моE ѓзъ знaю, и3 грёхъ м0й предо мн0ю є4сть вhну. ТебЁ є3ди1ному согрэши1хъ, и3 лукaвое пред8 тоб0ю сотвори1хъ: ћкw да њправди1шисz во словесёхъ твои1хъ, и3 побэди1ши, внегдA суди1ти ти2.

Сe бо въ беззак0ніихъ зачaтъ є4смь, и3 во грэсёхъ роди1 мz мaти моS. Сe бо и4стину возлюби1лъ є3си2, безвBстнаz и3 т†йнаz премyдрости твоеS kви1лъ ми2 є3си2. Њкропи1ши мS v3ссHпомъ, и3 њчи1щусz: њмhеши мS, и3 пaче снёга ўбэлю1сz. Слyху моемY дaси рaдость и3 весeліе: возрaдуютсz кHсти смирє1нныz. Tврати2 лицE твоE t грBхъ мои1хъ, и3 вс‰ беззакHніz мо‰ њчи1сти.

Сeрдце чи1сто сози1жди во мнЁ б9е, и3 дyхъ прaвъ њбнови2 во ўтр0бэ моeй. Не tвeржи менє2 t лицA твоегw2, и3 д¦а твоегw2 с™aгw не tими2 t менє2. Воздaждь ми2 рaдость сп7сeніz твоегw2, и3 д¦омъ вLчнимъ ўтверди1 мz. НаучY беззакHнныz путє1мъ твои6мъ, и3 нечести1віи къ тебЁ њбратsтсz. И#збaви мS t кровeй б9е, б9е сп7сeніz моегw2: возрaдуетсz љзhкъ м0й прaвдэ твоeй.

ГDи, ўстнЁ мои2 tвeрзеши, и3 ўстA мо‰ возвэстsтъ хвалY твою2. Ћкw ѓще бы восхотёлъ є3си2 жeртвы, дaлъ бhхъ ќбw: всесожжeніz не бlговоли1ши. Жeртва бGу дyхъ сокрушeнъ: сeрдце сокрушeнно и3 смирeнно бGъ не ўничижи1тъ. Ўбlжи2 гDи, бlговолeніемъ твои1мъ сіHна, и3 да сози1ждутсz стёны їеrли6мскіz.

ТогдA бlговоли1ши жeртву прaвды, возношeніе и3 всесожегaємаz: тогдA возложaтъ на nлтaрь тв0й тельцы2.

Сmмв0лъ правослaвныz вёры:

[№] Вёрую во є3ди1наго бGа nц7A вседержи1телz, творцA нб7у и3 земли2, ви6димымъ же всBмъ и3 неви6димымъ. [в7] И# во є3ди1наго гDа ї}са хrтA, сн7а б9іz, є3динор0днаго, и4же t nц7A рождeннаго прeжде всёхъ вBкъ: свёта t свёта, бGа и4стинна t бGа и4стинна, рождeнна, не сотворeнна, є3диносyщна nц7Y, и4мже вс‰ бhша.

[G] Нaсъ рaди человBкъ, и3 нaшегw рaди сп7сeніz сшeдшаго съ нб7съ, и3 воплоти1вшагосz t д¦а с™а и3 мRjи дв7ы, и3 вочlвёчшасz. [д7] Распsтаго же за ны2 при понтjйстэмъ пілaтэ, и3 страдaвша, и3 погребeна. [є7] И# воскrшаго въ трeтій дeнь, по писaніємъ. [ѕ7] И# возшeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща њдеснyю nц7A.

[з7] И# пaки грzдyщаго со слaвою суди1ти живы6мъ и3 мє1ртвымъ, є3гHже цrтвію не бyдетъ концA. [}] И# въ д¦а с™aго, гDа животворsщаго, и4же t nц7A и3сходsщаго, и4же со nц7eмъ и3 сн7омъ спокланsема и3 сслaвима, глаг0лавшаго прbр0ки. [f7] Во є3ди1ну с™yю, соб0рную и3 ґпcльскую цRковь. [‹] И#сповёдую є3ди1но кRщeніе, во њставлeніе грэхHвъ.

[№i] Чaю воскrніz мeртвыхъ: [в7i] И# жи1зни бyдущагw вёка. Ґми1нь.

Мlтва №, с™aгw макaріа вели1кагw:

Б9е, њчи1сти мS грёшнаго, ћкw николи1же сотвори1хъ бlг0е пред8 тоб0ю, но и3збaви мS t лукaвагw, и3 да бyдетъ во мнЁ в0лz твоS: да неwсуждeннw tвeрзу ўстA мо‰ недостHйнаz, и3 восхвалю2 и4мz твоE с™0е, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва в7, тогHжде с™aгw:

T снA востaвъ, полyнощную пёснь приношy ти сп7се, и3 припaдаz вопію1 ти: не дaждь ми2 ўснyти во грэх0внэй смeрти, но ўщeдри мS, распнhйсz в0лею, и3 лежaщаго мS въ лёности ўскори1въ возстaви, и3 сп7си1 мz въ предстоsніи и3 мlтвэ, и3 по снЁ нощнёмъ возсіsй ми2 дeнь безгрёшенъ хrтE б9е, и3 сп7си1 мz.

Мlтва G, тогHжде с™aгw:

Къ тебЁ вLко чlвэколю1бче, t снA востaвъ прибэгaю, и3 на дэлA тво‰ подвизaюсz млcрдіемъ твои1мъ, и3 молю1сz тебЁ: помози2 мнЁ на всsкое врeмz, во всsкой вeщи, и3 и3збaви мS t всsкіz мірскjz ѕлhz вeщи, и3 діaвольскагw поспэшeніz, и3 сп7си1 мz, и3 введи2 въ цrтво твоE вёчное. Тh бо є3си2 м0й сотвори1тель, и3 всsкому бlгу промhсленникъ и3 подaтель: њ тебё же всE ўповaніе моE, и3 тебЁ слaву возсылaю, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва д7, тогHжде с™aгw:

ГDи, и4же мн0гою твоeю бlгостію и3 вели1кими щедр0тами твои1ми дaлъ є3си2 мнЁ рабY твоемY мимошeдшее врeмz н0щи сеS без8 напaсти прейти2 t всsкагw ѕлA проти1вна: ты2 сaмъ вLко, всsческихъ тв0рче, спод0би мS и4стиннымъ твои1мъ свётомъ, и3 просвэщeннымъ сeрдцемъ, твори1ти в0лю твою2, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва є7, с™aгw васjліа вели1кагw:

ГDи вседержи1телю, б9е си1лъ и3 всsкіz пл0ти, въ вhшнихъ живhй, и3 на смирє1нныz призирazй, сердцa же и3 ўтрHбы и3спытyzй, и3 сокровє1ннаz человёкwвъ ћвэ предвёдый, безначaльный и3 присносyщный свёте, ў негHже нёсть премэнeніz, и3ли2 преложeніz њсэнeніе: сaмъ безсмeртный цRю2, пріими2 молє1ніz н†ша, ±же въ настоsщее врeмz, на мн0жество твои1хъ щедр0тъ дерзaюще, t сквeрныхъ къ тебЁ ўстeнъ твори1мъ: и3 њстaви нaмъ прегрэшє1ніz н†ша, ±же дёломъ, и3 сл0вомъ, и3 мhслію, вёдэніемъ и3ли2 невёдэніемъ согрэшє1ннаz нaми, и3 њчи1сти ны2 t всsкіz сквeрны пл0ти и3 дyха. И# дaруй нaмъ б0дреннымъ сeрдцемъ и3 трeзвенною мhслію всю2 настоsщагw житіS н0щь прейти2, њжидaющымъ пришeствіz свётлагw и3 kвлeннагw днE є3динор0днагw твоегw2 сн7а, гDа и3 бGа и3 сп7са нaшегw ї}са хrтA, в0ньже со слaвою судіS всёхъ пріи1детъ, комyждо tдaти по дэлHмъ є3гw2: да не пaдше и3 њблэни1вшесz, но б0дрствующе, и3 воздви1жени въ дёланіе, њбрsщемсz гот0ви, въ рaдость и3 бжcтвенный черт0гъ слaвы є3гw2 совни1демъ, и3дёже прaзднующихъ глaсъ непрестaнный, и3 неизречeннаz слaдость зрsщихъ твоегw2 лицA добр0ту неизречeнную. Тh бо є3си2 и4стинный свётъ, просвэщazй и3 њсщ7azй всsчєскаz, и3 тS поeтъ всS твaрь во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва ѕ7, тогHжде с™aгw:

ТS бlгослови1мъ, вhшній б9е и3 гDи млcти, творsщаго при1снw съ нaми вели6каz же и3 неизслёдwваннаz, сл†внаz же и3 ўж†снаz, и4хже нёсть числA, подaвшаго нaмъ с0нъ во ўпокоeніе нeмощи нaшеz, и3 њслаблeніе трудHвъ многотрyдныz пл0ти.

Бlгодари1мъ тS, ћкw не погуби1лъ є3си2 нaсъ со беззак0ньми нaшими, но чlвэколю1бствовалъ є3си2 nбhчнw, и3 въ нечazніи лежaщыz ны2 воздви1глъ є3си2, во є4же славосл0вити держaву твою2.

Тёмже м0лимъ безмёрную твою2 бlгость: просвэти2 нaшz мы6сли, nчесA, и3 ќмъ нaшъ t тsжкагw снA лёности возстaви: tвeрзи н†ша ўстA, и3 и3сп0лни | твоегw2 хвалeніz, ћкw да возм0жемъ непоколeблемw пёти же и3 и3сповёдатисz тебЁ, во всёхъ и3 t всёхъ слaвимому бGу, безначaльному nц7Y, со є3динор0днымъ твои1мъ сн7омъ, и3 всес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва з7.
Пёснь полyнощнаz, ко прес™ёй бцdэ:

Воспэвaю бlгодaть твою2 вLчце, молю1 тz, ќмъ м0й њбlгодати2. Ступaти прaвw мS настaви, путю2 хrт0выхъ зaповэдей. Бдёти къ пёсни ўкрэпи2, ўнhніz с0нъ tгонsющи. Свsзана плени1цами грэхопадeній, мольбaми твои1ми разрэши2, бGоневёсто. Въ нощи2 мS и3 во дни2 сохранsй, борю1щихъ вр†гъ и3збавлsющи мS. Жизнодaтелz бGа р0ждшаz, ўмерщвлeна мS страстьми2 њживи2.

Ћже свётъ невечeрній р0ждшаz, дyшу мою2 њслёпшую просвэти2. q ди1внаz вLчнz палaто, д0мъ д¦а б9eственна менE сотвори2. ВрачA р0ждшаz, ўврачyй души2 моеS многолBтныz стр†сти. Волнyющасz житeйскою бyрею, ко стези1 мz покаsніz напрaви. И#збaви мS nгнS вёчнующагw, и3 чeрвіz же ѕлaгw, и3 тaртара: да мS не kви1ши бэсHмъ рaдованіе, и4же мнHгимъ грэхHмъ пови1нника.

Н0ва сотвори1 мz, њбетшaвшаго нечyвственными, пренепор0чнаz, согрэшє1ніи. Стрaнна мyки всsкіz покажи1 мz, и3 всёхъ вLку ўмоли2. Нбcнаz ми2 ўлучи1ти весє1ліz со всёми с™hми спод0би. Прес™az дв7о, ўслhши глaсъ непотрeбнагw рабA твоегw2. Струю2 давaй мнЁ слезaмъ пречcтаz, души2 моеS сквeрну њчищaющи. Стен†ніz t сeрдца приношy ти непрестaннw, ўсeрдствуй вLчце.

Молeбную слyжбу мою2 пріими2, и3 бGу бlгоутр0бному принеси2. Превhшшаz ѓгGлъ, мірскaгw мS превhшша сли1тіz сотвори2. Свэтон0снаz сёне нбcнаz, д¦0вную бlгодaть во мнЁ напрaви. Рyцэ воздёю и3 ўстнЁ къ похвалeнію, њсквернeны сквeрною, всенепор0чнаz.

Душетлённыхъ мS пaкостей и3збaви, хrтA прилёжнw ўмолsющи: є3мyже чeсть и3 поклонeніе подобaетъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва }, ко гDу нaшему ї}су хrтY:

Многомлcтиве и3 всемлcтиве б9е м0й, гDи ї}се хrтE, мн0гіz рaди любвE сшeлъ и3 воплоти1лсz є3си2, ћкw да сп7сeши всёхъ. И# пaки, сп7се, сп7си1 мz по бlгодaти, молю1 тz: ѓще бо t дёлъ сп7сeши мS, нёсть сE бlгодaть и3 дaръ, но д0лгъ пaче.

Е$й, мн0гій въ щедр0тахъ, и3 неизречeнный въ млcти! Вёруzй бо въ мS, рeклъ є3си2, q хrтE м0й, жи1въ бyдетъ, и3 не ќзритъ смeрти во вёки. Ѓще ќбw вёра, ћже въ тS, сп7сaетъ tч†zнныz, сE вёрую: сп7си1 мz, ћкw бGъ м0й є3си2 ты2 и3 создaтель.

Вёра же вмёстw дёлъ да вмэни1тсz мнЁ, б9е м0й, не њбрsщеши бо дёлъ tню1дъ њправдaющихъ мS. Но тA вёра моS да довлёетъ вмёстw всёхъ, тA да tвэщaетъ, тA да њправди1тъ мS, тA да покaжетъ мS причaстника слaвы твоеS вёчныz.

Да не ќбw похи1титъ мS сатанA, и3 похвaлитсz, сл0ве, є4же tт0ргнути мS t твоеS руки2 и3 њгрaды. Но и3ли2 хощY, сп7си1 мz, и3ли2 не хощY, хrтE сп7се м0й, предвари2 ск0рw, ск0рw, погиб0хъ: тh бо є3си2 бGъ м0й t чрeва мaтере моеS.

Спод0би мS гDи, нhнэ возлюби1ти тS, ћкоже возлюби1хъ и3ногдA т0й сaмый грёхъ, и3 пaки пораб0тати тебЁ без8 лёности т0щнw, ћкоже пораб0тахъ прeжде сатанЁ льсти1вому. Наипaче же пораб0таю тебЁ гDу и3 бGу моемY ї}су хrтY, во вс‰ дни6 животA моегw2, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтва f7,
ко храни1телю человёческіz жи1зни ѓгGлу:

С™hй ѓгGле, предстоsй nкаsннэй моeй души2 и3 стрaстнэй моeй жи1зни, не њстaви менє2 грёшнагw, нижE tступи2 t менє2 за невоздержaніе моE: не дaждь мёста лукaвому дeмону њбладaти мн0ю, наси1льствомъ смeртнагw сегw2 тэлесE: ўкрэпи2 бёдствующую и3 худyю мою2 рyку, и3 настaви мS на пyть сп7сeніz.

Е$й, с™hй ѓгGле б9ій, храни1телю и3 покрови1телю nкаsнныz моеS души2 и3 тёла, вс‰ мнЁ прости2, є3ли1кими тS њскорби1хъ во вс‰ дни6 животA моегw2: и3 ѓще что2 согрэши1хъ въ прешeдшую н0щь сію2, покрhй мS въ настоsщій дeнь, и3 сохрани1 мz t всsкагw и3скушeніz проти1внагw, да ни въ к0емъ грэсЁ прогнёваю бGа: и3 моли1сz за мS ко гDу, да ўтверди1тъ мS въ стрaсэ своeмъ, и3 дост0йна покaжетъ мS рабA своеS бlгости. Ґми1нь.

Мlтва ‹, ќтреннzz конeчнаz,
ко прес™ёй бцdэ:

Прес™az вLчце моS бцdе, с™hми твои1ми и3 всеси1льными мольбaми tжени2 t менє2 смирeннагw и3 nкаsннагw рабA твоегw2, ўнhніе, забвeніе, неразyміе, нерадёніе, и3 вс‰ сквє1рнаz, лук†ваz и3 х{льнаz помышлє1ніz, t nкаsннагw моегw2 сeрдца, и3 t помрачeннагw ўмA моегw2. И# погаси2 плaмень страстeй мои1хъ, ћкw ни1щъ є4смь и3 nкаsненъ: и3 и3збaви мS t мн0гихъ и3 лю1тыхъ воспоминaній, и3 предпріsтій, и3 t всёхъ дёйствъ ѕлhхъ свободи1 мz. Ћкw бlгословeна є3си2 t всёхъ родHвъ, и3 слaвитсz пречcтн0е и4мz твоE во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Мlтвенное призывaніе с™aгw,
є3гHже и4мz н0сиши:

Моли2 бGа њ мнЁ, с™hй ўг0дниче б9ій [и4м>къ], ћкw ѓзъ ўсeрднw къ тебЁ прибэгaю, ск0рому пом0щнику и3 мlтвеннику њ души2 моeй.

Пёснь прес™ёй бцdэ, глaсъ д7:

Бцdе дв7о рaдуйсz, бlгодaтнаz мRjе, гDь съ тоб0ю: бlгословeна ты2 въ женaхъ, и3 бlгословeнъ пл0дъ чрeва твоегw2, ћкw сп7са родилA є3си2 дyшъ нaшихъ.

Тропaрь кrтY, глaсъ №, мlтва за nтeчество:

Сп7си2, гDи, лю1ди тво‰, и3 бlгослови2 достоsніе твоE, побBды правосл†внымъ хrтіaнwмъ на сопроти6вныz дaруz, и3 твоE сохранsz кrт0мъ твои1мъ жи1тельство.

Мlтва њ живhхъ:

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй nтцA моего2 дух0внаго [и4м>къ], роди1телей мои1хъ [и4м>къ], ср0дникwвъ [и4м>къ], начaльникwвъ, настaвникwвъ, бlгодётелей
[и4м>къ], и3 всёхъ правослaвныхъ хrтіaнъ.

Мlтва њ ўс0пшихъ:

Ўпок0й, гDи, дyшы ўс0пшихъ р†бъ твои1хъ: [роди1телей мои1хъ], ср0дникwвъ
[и4м>къ], бlгодётелей [и4м>къ], и3 всёхъ правослaвныхъ хrтіaнъ, и3 прости2 и5мъ вс‰ согрэшє1ніz вHльнаz и3 невHльнаz, и3 дaруй и5мъ цrтвіе нбcное.

Ѓще м0жеши, чти2 помsнникъ вмёстw си1хъ крaткихъ мlтвъ њ живhхъ и3 ўс0пшихъ.

Њкончаніе мlтвъ:

Дост0йно є4сть ћкw вои1стинну, бlжи1ти тS бцdу, приснобlжeнную, и3 пренепор0чную, и3 м™рь бGа нaшегw. ЧCтнёйшую херув‡мъ, и3 слaвнэйшую без8 сравнeніz сераф‡мъ, без8 и3стлёніz бGа сл0ва р0ждшую, сyщую бцdу тS величaемъ.

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

ГDи, поми1луй. [Три1жды.]

Tпyстъ:

ГDи ї}се хrтE сн7е б9ій, мlтвъ рaди пречcтыz твоеS м™ре, прпdбныхъ и3 бGон0сныхъ nтє1цъ нaшихъ, и3 всёхъ с™hхъ, поми1луй нaсъ. Ґми1нь.

Источник: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/m-ucs/001.html

Ссылка на основную публикацию